На государственной границе – государственный порядок

На государственной границе – государственный порядок

18 АВГУСТА 1992 ГОДА ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ ПОДПИСАЛ УКАЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. С ТЕХ ПОР ЭТА ДАТА ЕЖЕГОДНО ОТМЕЧАЕТСЯ КАК ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА. НЕСКОЛЬКИМИ МЕСЯЦАМИ РАНЕЕ БЫЛ ПОДПИСАН И ОБЪЯВЛЕН МИРУ УКАЗ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РК» [газетная статья].

Ничего нового или инновационного в этом нет и не было, любая страна начинается с определения своих рубежей. И это незыблемый принцип и один из основных признаков государственности той или иной страновой территории.

– Объявить о рождении новой страны и продекларировать, и даже очертить на карте пределы ее расположенности – даже не полдела, лишь задумка. Государство обретет незыблемость границ только после того, как определит и обустроит их на местности, – рассказывает нашему корреспонденту пограничник полковник в отставке Сергей Проничев. – И это для молодой страны, какой являлся в те годы Казахстан, вопрос номер один.

В эти дни боевой полковник вспоминает 1990-е годы, на которые пришлась напряженная работа в группе с мидовцами, работниками комитета по управлению земельными отношениями Минсельхоза РК, чиновниками акиматов всех уровней пограничных областей Казахстана, под руководством министра иностранных дел К. — Ж. Токаева.

– Нам предстояло как можно скорее и при этом качественно в согласовании с представителями сопредельных государств описать и подтвердить на местности линию сухопутной государственной границы нашей родины. А это ни много ни мало, буду точен, 13 400 км. Естественно, самым первоочередным считалось снять накопленные в СССР проблемы с Китаем. СССР и КНР последнюю половину XX века состояли в напряженных отношениях, в том числе, не находили компромисса и по территориям, оспариваемым каждой страной в свою пользу.

– В печати не раз повторялось о претензии Китая на полтора миллиона квадратных километров советской земли…

– Это выдумки досужих журналистов той поры. На самом деле, после тщательного изучения всех когда-либо составленных карт и подписанных начиная с XIX века, договоров между Россией и Китаем, советские и китайские эксперты могли вести речь лишь о тех участках, считавшихся спорными. 11 участков, не согласованных по линии прохождения государственной границы, на тот момент находились на территории только что обретшего суверенитет Казахстана. И эти разногласия нам предстояло исключить из атмосферы бурно развивающихся международно-правовых отношений между нашими странами. Представители КНР живо откликнулись на предложения совместного поиска истинных границ, и за несколько рабочих встреч мы пришли к консенсусу по делимитации линий наших соприкосновений. Особых претензий ни с той, ни с другой стороны не было. С китайскими товарищами поначалу работалось легко. Хотя бы потому, что с их стороны в группу вошли люди, прекрасно разговаривающие на русском, профессионалы, которым ничего пояснять не приходилось. Более того, мы кое-чему учились у них. Особенно когда после делимитации приступили к демаркации.

– Вы оговорились, что «поначалу работалось легко»…

– Да, мы в течение короткого времени отработали с китайскими коллегами 9 участков из 11 оспариваемых, тем более что они, по сути, были делимитированы и демаркированы еще до 1991 года, то есть в бытность СССР. А вот по двум оставшимся пришлось потеть несколько лет.

– Где они находились и в чём причина столь длительного согласования?

– Один – в ВКО, на территории Тарбагатайского и Зайсанского районов, в регионе перевалов Чоган обо и Баймурза. Его площадь – 631,1 кв. км. Красивейшая местность в горах с высотами до 2500 метров. Здесь великолепные пастбища и масса водоемов для скота. В восточной части участка – лесные массивы. Они настолько густые и возрастные, что используются для лесозаготовок. В летнее время производится выпас скотины совхозов и частников приграничных аулов и сел. По разумению китайской стороны более 600 квадратных км должны принадлежать им. А на участке не только сельхозпроизводители и села, но еще и две погранзаставы.

ОБЩЕСТВО