Сбылась мечта Реджепа Эрдогана, которую он обозначил еще во время президентской предвыборной кампании 2014 года. Теперь в Турции есть собственный автомобильный бренд TOGG — и в минувшие выходные состоялась торжественная церемония запуска серийного производства.
Мы уже подробно рассказывали об истории турецкого автопрома и многочисленных попытках создать «народный автомобиль». Проект TOGG сформировался в 2017 году — это консорциум из пяти крупных игроков турецкого бизнеса. В него вошли пивоваренная компания Anadolu Group, автопроизводитель BMC, сотовый оператор Turkcell, промышленно-энергетический холдинг Zorlu, а также Союз торговых палат и товарных бирж. Аббревиатура TOGG расшифровывается как Türkiye’nin Otomobili Girişim Grubu, то есть «Турецкий автомобиль». Генеральным директором СП стал бывший топ-менеджер Bosch Гюркан Каракаш, исполнительным директором — бывший босс GM Korea Серхио Роша.
Проект подразумевает производство электромобилей, первые образцы которых были представлены еще в 2019 году. Тогда началось строительство нового автозавода близ города Гемлик: он расположен в той же провинции Бурса, что и большинство предприятий зарубежных компаний (то есть близко к поставщикам). Завод обошелся в 3,7 млрд долларов, его потенциальная мощность — 175 тысяч электромобилей в год, хотя первоначальная цель — выйти на 100 тысяч машин в год.
Первенцем марки TOGG стал среднеразмерный кроссовер, у которого до сих пор нет даже собственного имени. Это аналог моделей Tesla Model Y или Volkswagen ID.4. Дизайн разработало ателье Pininfarina, причем от концепта трехлетней давности серийный кроссовер отличается только деталями вроде зеркал или дверных ручек. Происхождение платформы до сих пор неясно, но спереди здесь стойки McPherson, сзади — многорычажка. Под полом — литий-ионная батарея китайской компании Farasis: для производства аккумуляторов создано отдельное СП, которое строит завод близ Анкары.
По предварительной информации, кроссовер будет предложен в двух версиях. Базовая — с задним приводом, электромотором мощностью 272 л.с. и дальностью хода около 300 км. Альтернатива — полный привод с двумя электромоторами мощностью 544 л.с. и дальностью хода около 500 км. Время разгона до «сотни» — 7,6 и 4,8 с соответственно.
Уже объявлено, что первые серийные машины уйдут губернаторам 81 провинции Турции, а также главам турецких дипломатических миссий за рубежом. Также правительство пообещало закупить как минимум 30 тысяч кроссоверов для государственных учреждений. В свободную продажу машины должны поступить к концу первого квартала 2023 года, ориентировочный диапазон цен — от 43 до 54 тысяч долларов. Экспорт в Европу должен начаться через полтора года.
В планах компании TOGG — еще четыре модели. Седан C-класса должен встать на конвейер в 2024 году, за ним последуют лифтбек, компактный кроссовер B-класса и компактвэн. До 2030 года турецкий консорциум рассчитывает выпустить один миллион электромобилей TOGG.