Речь идет о штампе Росреестра на бумажном договоре, который содержал данные о подразделении, осуществившим регистрацию права, дату, номер регистрации и подпись. Теперь такой штамп не нужен. Как это повлияет на сделки с недвижимостью — спросили у юристов
С 29 июня Росреестр перестал ставить штамп на правоустанавливающие документы. Речь идет о договорах купли-продажи, аренды, дарения, долевого участия. Спросили у юристов, что это значит для участников сделок с недвижимостью.
Для чего был нужен штамп
До вступления в силу поправок регистратор ставил специальную печать на договорах, например, купли-продажи недвижимости. Штамп Росреестра (специальная регистрационная надпись) на бумажном договоре содержал сведения о подразделении, осуществившим регистрацию права, дату, номер регистрации и подпись регистратора, объясняет руководитель департамента контроля качества юридического сервиса Amulex.ru Нурида Ибрагимова.
«Также штамп в дополнение к выписке подтверждал благополучное завершение сделки и позволял новому собственнику начать распоряжаться купленной недвижимостью», — отметила юрист.
Что изменилось
Теперь такой штамп ставиться не будет, а многофункциональные центры не станут отправлять документы на бумажном носители в Росреестр. Вместо этого МФЦ переведет их в электронный вид и потом отправит регистратору. После регистрации перехода права МФЦ вернет документы в бумажном виде заявителю. Это сделано в рамках перехода на безбумажный документооборот для экономии времени и средств на доставку документов.
Кроме того, с 29 июня также исключается возможность подачи заявлений о кадастровом учете и (или) регистрации прав по почте. Хранение документов, которые заявитель предоставил в бумажном виде, осуществляется в центрах госуслуг в течение 45 суток. По истечении этого срока документы будут переданы на хранение в Кадастровую палату.
«Переживать не стоит»
Игорь Майданов, руководитель Управления Росреестра по Москве:
— Важно обратить внимание граждан на то, что теперь государственная регистрация прав и кадастровый учет объектов недвижимости будут удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Это означает, что на всех видах договоров (купли-продажи, дарения, аренды, участия в долевом строительстве и других) перестанут проставляться специальные регистрационные штампы. Вместо этого будет выдаваться выписка из ЕГРН.
Переживать не стоит: выписка — это бессрочный документ, однако в случае новой сделки надо будет заказать выписку на дату заключения договора.
Как отмена скажется на сделках
Отмена проставления штампа на договоре облегчит работу сотрудникам регистрирующего органа. Для лиц, обращающихся за совершением регистрационных действий, процедура остается, по сути, прежней, считает Нурида Ибрагимова. «Основным и единственным документом, подтверждающим право приобретателя на объект, остается выписка из ЕГРН, представляемая как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе», — пояснила она.
По мнению юриста, существенного влияния на сделки отмена специальной регистрационной надписи не окажет. Однако сторонам надо помнить, что для договоров, заключенных до 29 июня 2022 года и представленных на регистрацию на бумажном носителе, штамп является обязательным (на договорах, представленных на регистрацию в электронном виде, штамп был необязательным и ранее). «Приобретателям объекта недвижимости следует проявить внимательность при проверке документов и убедиться в подлинности договора, заключенного до вышеуказанной даты и не имеющего штампа Росреестра», — рекомендовала Ибрагимова.
Адвокат Галина Белик, в свою очередь, видит риски из-за отмены штампа. Например, штамп был нужен для того, чтобы подтвердить, что именно тот самый договор купли-продажи предоставлялся сторонами в Росреестр. По ее словам, часто возникают ситуации, когда необходимо проверить, было ли это предусмотрено договором.
«Например, произошла сделка. Стоимость квартиры занизили, как это часто бывает, отдав часть денег по расписке. Через два года покупатель решил продать квартиру. Новый потенциальный покупатель хочет проверить, не было ли занижения цены, чтобы в случае банкротства продавца сделку не признали недействительной. В процедуре банкротства сделки можно признать недействительными, если объекты проданы по цене ниже рыночной», — рассказывает Галина Белик. «Запросить договор сам потенциальный покупатель в Росреестре не может. А что покажет продавец? Где гарантия, что без печати он не заменит цену? Поэтому риски огромны, поскольку будет сложнее проверить недостоверную информацию», — считает юрист.
Основным и единственным документом, подтверждающим право приобретателя на объект, остается выписка из ЕГРН.
Если с оригиналом связаны какие-то сомнения, то для снятия таких рисков можно будет запросить копию договора, который был основанием возникновения права продавца на объект, говорит руководитель департамента контроля качества Amulex.ru. В соответствии с п. 15 ст. 62 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» копия договора есть как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа. Она может быть выдана регистрирующим органом по запросу правообладателя или его представителя по доверенности в срок не более трех рабочих дней. На таком документе надпись регистрирующим органом проставляется. Потенциальный покупатель может попросить продавца о предоставлении именно такой копии или о выдаче доверенности на получение сведений ЕГРН от имени правообладателя, отмечает юрист.
«Конечно, данная процедура потребует дополнительных расходов со стороны покупателя, но убережет его от мошеннических действий», — отметила Ибрагимова. «При отказе продавца в удовлетворении просьбы покупателю следует насторожиться и, скорее всего, отказаться от сделки, найти иной объект для приобретения», — заключила она.
Читайте также