Как бизнес решает проблему недостатка кадров — РБК

Фото: Комсомольская Правда / Global Look Press

На российском рынке труда продолжается кадровый голод, острее всего нехватка рабочих рук ощущается в реальном секторе экономики. По данным аналитиков Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, главная составляющая дефицита остается неизменной уже 25 лет — это высококвалифицированные рабочие. В ходе опросов на их нехватку в разные периоды времени жаловались от 80 до 95% работодателей.

Один из путей решения кадровой проблемы — широкое распространение отраслевой модели обучения с вовлечением в процесс работодателей. Трансформация среднего профессионального образования (СПО) в соответствии с требованиями экономики и запросами рынка труда ведется с 2019 года по национальному проекту «Образование». Продолжением этой работы стал запущенный в 2022 году федеральный проект «Профессионалитет», направленный на синхронизацию кадровой потребности отечественных предприятий с возможностями системы СПО.

Особенность проекта — формирование образовательно-производственных кластеров, участие бизнеса в создании современной инфраструктуры образовательных учреждений и их управлении. Сегодня в проекте участвует почти треть колледжей и техникумов (1250 из 3,6 тыс.) и более 1800 опорных предприятий-партнеров в 79 регионах страны. В их числе крупнейшие компании: РЖД, «Росатом», «Северсталь», «Р-Фарм», «Ростех», «ЕвроХим». Реализуют проект Министерство просвещения России и федеральный оператор — ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».

От теории к практике

По данным Минпросвещения России, сегодня среднее профобразование выбирают для себя 62% выпускников девятых классов и 30% выпускников 11-х классов. Молодежь привлекают возможность гарантированного трудоустройства при получении рабочей профессии и эффективная подготовка, которую обеспечивает сегодня «Профессионалитет», отмечает проректор Института развития профессионального образования Надежда Малкина. По ее словам, суть проекта — практико-ориентированное обучение. Практические занятия проходят в условиях, приближенных к реальному производству, мастерские и лаборатории колледжей оснащаются при участии предприятий-партнеров.

«На эти же предприятия и трудоустраивают целевым образом подготовленных выпускников. А для молодежи принципиально важны востребованность на рынке труда и уверенность в будущем», — считает Надежда Малкина.

Способствует повышению привлекательности рабочих профессий и растущая активность работодателей, которые сегодня неформально относятся к профориентации подростков, организуют летние школы специальной технологической направленности, уже с первого курса обсуждают со студентами варианты их маршрутизации, добавляет директор ГАПОУ Свердловской области «Каменск-Уральский политехнический колледж» Наиля Токарева.

С ростом уровня подготовки рабочих кадров меняется и отношение рекрутеров, еще недавно даже не рассматривающих кандидатов без опыта работы. «Профессионалитет» помогает готовить специалистов, которые сразу по окончании колледжа готовы качественно выполнять свою работу на производстве, считает заведующий лабораторией беспилотных систем и цифровой инженерии Новгородского государственного университета (НовГУ), эксперт-наставник чемпионата высоких технологий Евгений Лукашик. А наиболее успешные студенты, по его словам, могут получить хорошее рабочее место уже во время обучения, проявив себя во время стажировки на предприятиях.

Работает на повышение престижа рабочих профессий и Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству, участниками которого стали уже более 500 тыс. человек. Движение включает в себя чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» и чемпионат высоких технологий. По словам министра просвещения России Сергея Кравцова, чемпионаты выявляют лучшие практики, которые будут внедряться в образовательную программу колледжей и станут подспорьем для развития системы СПО. «Это повышает эффективность обучения студентов и будет способствовать развитию экономики региона», — считает министр.

В 2024 году участие в соревнованиях приняли более 130 тыс. школьников старше 14 лет и студентов колледжей, которые получили возможность продемонстрировать свои профессиональные навыки.

Тандем с работодателем

Приблизить соревнования к реальной деятельности на предприятиях позволяет участие в подготовке площадок работодателей. Сегодня партнерами движения стали уже больше 7 тыс. организаций. Работодатели не только помогают формировать списки компетенций и конкурсные задания, но и выступают в качестве экспертного сообщества, помогая оценивать выполнение заданий, отмечает начальник дирекции развития профессионального мастерства Всероссийского чемпионатного движения Института развития профессионального образования Ксения Калугина. А лучшие студенты получают возможность пройти стажировки и впоследствии трудоустроиться в ведущие компании страны.

«Сегодня крупнейшие работодатели соревнуются за то, чтобы взять на работу призеров и победителей состязаний. И это серьезная мотивация для молодежи совершенствовать свои навыки», — говорит Надежда Малкина.

Чемпионаты позволяют синхронизировать систему образования и бизнес, отмечает руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу компании «Р-Фарм» Екатерина Репкина. Компания активно принимает участие в проведении чемпионатов, а сотрудники выступают экспертами на различных этапах соревнований, проводят тренировки. Совместно с сотрудниками фармацевтического колледжа Ярославского медицинского университета была разработана и внедрена компетенция «Лабораторный химический анализ», которая прошла путь от презентационной до международной. При поддержке «Р-Фарм» в колледже созданы современные мастерские, открыт тренинг-центр «Биофармацевтическое производство» — аналог участка биотехнологического производства. Компания организует стажировки и принимает на работу самых мотивированных выпускников.

«Именно в тандеме с системой профобразования растет интерес школьников и студентов к получению профильного образования и дальнейшему трудоустройству на заводы «Р-Фарм». Мы вырастили уже несколько поколений профессионалов, которые познакомились с химией и технологией производства через конкурсы профессионального мастерства», — говорит Екатерина Репкина.

Сегодня Всероссийское чемпионатное движение стало драйвером развития среднего профессионального образования — прежде всего благодаря оснащению компетенций, считают эксперты. Для проведения региональных этапов соревнований по всей стране оборудуются современные мастерские, а затем это оборудование и передовые технологии используются в учебном процессе, улучшая его качество, говорит Надежда Малкина.

Движение помогает обновлять содержание образовательных программ системы СПО, отмечает Ксения Калугина. Инновационные компетенции чемпионата высоких технологий после апробации в ходе соревнований входят в состав существующих федеральных государственных образовательных стандартов или формируют новые.

Разное